Среда, 08.05.2024, 23:57

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

 
       Меню
Поиск


Главная » 2008 » Март » 11 » Проводы Масленицы
Проводы Масленицы
05:58

Проводы Масленицы

Урок-праздник

 

         В конце декабря учитель русского языка и литературы Старкова И.Д. и учитель трудового обучения Маркова Н.В. провели интегрированный урок литературы и технологии в форме путешествия в страну Новогодие.

Накануне праздничного дня Восьмое Марта ими был представлен коллегам ещё один интегрированный урок-праздник «Проводы Масленицы».

Подробнее

Учителя поставили перед учащимися общие цели:

       воспитание уважительного отношения к традициям и обычаям народа;

       знакомство с праздником Масленица, его обычаями и обрядами и соотнесение их с современными традициями;

       развитие устной речи, коммуникативных качеств личности учащихся.

            Скрепляющим элементом также являлось использование презентаций учителей («Празднование Масленицы» - Старкова И.Д.,  «Блины как символ и основное блюдо Масленицы» - Маркова Н.В.). Были использованы межпредметные связи с ИКТ, историей и музыкой.

            Предметные цели в области литературы состояли в повторении и обобщении знаний об УНТ, творчестве А.П.Чехова и предварительном знакомстве с творчеством И.С.Шмелёва; в области технологии – обобщение по теме «Технология приготовления блинов по старинным и современным рецептам».

            Ребятам предстояло узнать, как праздновали Масленицу на Руси, какие обряды выполняли наши предки и какие из обычаев этого древнего праздника дошли до наших дней.

            Урок учителя проводили в форме праздника «Проводы Масленицы». Ученики побывали на ярмарке, где перед ними выступали скоморохи (Тузов Юра, Михно Влад) и Петрушка (Паламарчук Миша), а потом вышла сама Масленица (Лысенко Оксана). И ученики уже  не ученики, а уважаемая публика, готовая «за полбублика Маслёнку похвалить»:

Масленица – блиноедка,

Масленица – обируха,

Масленица – обмануха.

            Все участники праздника сегодня в традиционных русских костюмах, которые предоставила педагог дополнительного образования Кирьякова Е.Е.

            По словарям В.И. Даля и С.И. Ожегова ребята определили значение слова «Масленица» и пришли к выводу, что Масленица – это старинный славянский праздник проводов Зимы, предваряющий начало Великого поста, во время Масленицы пекутся блины и все пируют и гуляют.

            Об истории и порядке празднования масленицы ученики узнали из сообщений своих одноклассников (Быстрова А., Рыбникова Д., Павлиенко Т., Хохловой К.,  Никишиной В., Ошкиной С., Стрекалова Н., Карматковой Ю.), каждый из которых представлял один день Масленичной недели. Устные выступления школьников сопровождались слайдами презентации, выполненной учителем литературы Старковой И.Д. Тщательно подобранный иллюстративный и текстовый материал, грамотно использованные цвет и графика, а также элементы анимации способствовали не только привлечению внимания слушателей, но и качественному запоминанию нового материала.

            Показ презентаций осуществляли ученики 6-А класса. Мальчики (Говоруха Олег, Паламарчук М.) умело управляют новым техническим оборудованием, грамотно работают на компьютере.    

            Никишина В. и Ломаева В. рассказали о праздновании Масленицы в разных губерниях России по самостоятельно выбранному материалу.

            На уроках Ирины Дмитриевны встреча с книгой – всегда  праздник, поэтому так внимательно слушают шестиклассники Панова И., выразительно читающего отрывок из книги И.С.Шмелёва «Лето Господне».  Учащиеся окунулись в атмосферу празднования  Масленицы в начале  ХХ века. На предыдущих уроках ребята знакомились с рассказами А.П.Чехова, учились выявлять приёмы комического в его произведениях. На уроке-празднике было видно, что тему шестиклассники усвоили. Волнухин В., выполняя индивидуальное задание, подготовил творческий пересказ внепрограммного чеховского произведения «Глупый француз». Не только выступающий, но и слушатели поняли и  приняли комичность воссозданной писателем ситуации.

      Если во время урока-путешествия в страну Новогодие  учителя поэтапно сменяли друг друга, то сегодня 2/3 урока ведёт учитель литературы, но не потому, что коллеги не смогли распределить время. Дело в том, что в рамках одного урока учителю технологии приходится решать задачи по обобщению изученного материала. На этом этапе урока презентация просто необходима, так как уроки домоводства посещают только девочки, а для мальчиков это новый учебный материал.  Ученицы рассказывают о технологии приготовления гречишных и пшеничных блинов, а Наталья Валентиновна использует в качестве средства, активизирующего внимание, не только музыкальную заставку (во время слова учителя звучит русская народная песня «Сударыня-барыня» в исполнении Мордасовой), но и старинные рецепты из кулинарных справочников ХVIII века. Ученики имели возможность прочитать рецепты, записанные по старым правилам русской орфографии: «Блины из картофелю; взяв картофелю, облупи с  него, чища кожу… А как сей раствор взойдёт, тогда пеки из оного по обыкновению  блины. Возьми хороших яблок, очистя их, изреж тонкими ломтиками и посыпь  сахаром; по испечении складывай их один на другой на блюдо…».

 Согласованность действий ведущих-учителей и техников-учащихся говорит о том, что использование ИКТ на уроках в этом классе носит системный характер.

      Конечно, для мальчиков не секрет, что на уроке будет угощение: два дня блинный дух витал по всем этажам школы (сначала девочки учились печь блины, а потом уже пекли «на оценку»). А пока задорная плясовая в исполнении известной певицы сменяется живым звуком: ученицы исполняют народную песню «Вот уж зимушка проходит…». Учитель музыки Иванова Инесса Алексеевна и в этот раз принимает участие в подготовке и проведении интегрированного урока.

Прощай, зимушка-старушка,

Ты, седая холодушка.

Люли, люли, холодушка.

            Урок идёт к логическому завершению, текст народной песни возвращает учеников к словарным статьям о Масленице. Учитель литературы просит учащихся прокомментировать слова эпиграфа к уроку, взятые из сочинения историка                      В.О. Ключевского, а учитель трудового обучения спрашивает о приобретённых на уроке знаниях.

            В ответах шестиклассников звучало:

       каждый день Масленицы имеет не только своё название, но и традиции проведения;

       многие русские писатели обращаются к изображению праздника в своих произведениях;

       можно блины испечь из гречневой муки или с припеком;

       нужно тщательно оформлять презентацию, чтобы она была читаемой, но не перегруженной текстом или рисунками;

       праздники помогают собираться семье вместе;

       в Прощённое воскресенье нужно попросить прощение у тех, кого обидел.

            Все прозвучавшие ответы показывают, что учителя умело определили формы и приёмы работы, способствующие достижению намеченных целей.

             А праздник завершился приглашением Масленицы и её подружек отведать блинов и блиночков.

 

 

Руководитель ШМО:                                                     Суздалова Е.В.

Просмотров: 1113 | Добавил: school3-pushkin | Рейтинг: 5.0/1 |
Форма входа

Календарь новостей
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

      


Copyright MyCorp © 2024Используются технологии uCoz